Подписка на рассылку

Join Life Stylist's email list

Папа, мама, я и профессия моя

Ваш ребенок – старшеклассник, и вы все чаще говорите ему: «Пора подумать о выборе профессии»? Не спешите изо всех сил тянуть свое чадо к определенности! Иначе можно получить прямо противоположный результат.

Но как же иначе, спросите вы? Ведь я желаю своему ребенку самого лучшего и возлагаю на него надежды!

Попробую угадать, какие именно. Наверняка в том числе реализовать ваш успешный проект «моя замечательная дочь» или «мой самый успешный сын», если у вас самих, как вы считаете, не все получилось, или старший ребенок пошел «не тем путем». Такой подход сулит множество проблем. Объясню почему.

На днях на коуч-сессии возник образ:

Вот идет ребенок, и идет (как родителям кажется) медленно.
Сзади его пинает папа («Надежды, мечты возлагаем, и большие!»).
Впереди его тянет мама («Я тебя принимаю – внимание! – но при условии, что ты проявляешь активность и живой интерес к выбору профессии. Делай же что-то, делай!»)

А у ребенка кроме уроков и домашних заданий наверняка еще есть занятия с репетиторами, и он ездит к ним в разные концы города. Еще есть хобби. И наверняка ваш сын или дочь устают. А теперь подумайте, легко ли уставшему человеку быстро идти, тем более если ему в этом активно «помогают»?

Опыт подтверждает – чтобы помочь ребятам определиться с выбором профессии и сделать это без ненужных стрессов, часто нужно начинать работать … прежде всего с их родителями! Чтобы в результате ни они, ни ребенок не наломали ненужных дров, которыми затем будут разжигать не тот костер.

Как вам кажется, пинать и тянуть – это оптимальная форма сотрудничества?

Конечно же нет.

А как это, собственно, – сотрудничать?

У меня нет для вас готовых ответов. Они – за вами. Другое дело, что с помощью квалифицированного коуча (или без него) вы можете найти эти ответы и воплотить их в жизнь.

И все же, что делать? Ок, одна простая идея.

Для начала честно осознайте, что вы делаете, как вы себя ведете. И если все-таки тянете, пинаете и проецируете ожидания, то это НЕ ЕСТЬ сотрудничество с ребенком по достижению его целей. Какие другие формы общения могут быть? Что на практике означает сотрудничать, быть союзником своему ребенку? Вам искать ответы на эти вопросы.

Повторюсь, само осознание того, как вы себя ведете и легко ли при этом вашему ребенку дышать, ходить, радоваться жизни и определяться с профессией уже многое изменит. Вы перестанете удивляться, почему он стал болеть чаще обычного или не хочет ничего делать на каникулах. Потому что он устал. Потому что репетиторов много. И еще – ваших ожиданий много. Не исключено, что ваш ребенок видит как вы переживаете, и ему легче согласиться: «Скажу лучше да – ведь родители этого ожидают».

В общем, на его место просто станьте.

Да, такая простая идея. Одна.

Там больше вероятность, что придут ответы – что изменить, как действовать дальше.

(Вот еще одна очень хорошая психологическая зарисовка про то, что происходит, когда реально ощущаешь себя на месте своего ребенка)

Самый важный момент здесь тоже один-единственный – ситуация всегда начинает меняться сначала на внутреннем плане. Тогда, когда вы осознаете и внутренне ослабите свою хватку «срочно найти ответ на вопрос, кем хочет стать мой ребенок».

Не верите? Попробуйте. Ведь тогда в тисках «папа толкает – я иду – мама тянет» ребенку при всей его загруженности в школе уже станет легче. Легче идти и дышать. Он ведь от ожиданий и намерений помочь тоже устает – не меньше, чем от уроков и репетиторов.

В коучинге работает простая формула:

Между потенциалом человека и его результативностью есть разного рода помехи (страх, шум чужих мнений, гиперзанятость, стрессы). Задача коуча – помочь определить эти помехи и убрать, трансформировать их. Используйте коучинговый подход в общении со своими детьми!

Если у вашего занятого ребенка зачастую нет сил и энергии думать о выборе профессии, значит любыми подходящими способами нужно уровень этой энергии повышать. Например, убавить ожидания, чтобы ребенку было легче дышать, внимательно слушать его (в коучинге есть так называемое сфокусированное слушание – очень ценный навык и очень пригодится родителям!). Что еще? Например, с заботой давать ему информацию о профессии, которая может его заинтересовать. А если НЕ заинтересовала – Ок, при-ни-мать это. Позволить ему говорить нет. Еще – договариваться, проявлять выдержку, если ваш сын или дочь что-то делает медленнее, говорить с позиции равного равному, следить за тембром голоса и жестами (авторитарность здесь не работает!) и т.д.

Это будет ваш минимальный вклад в то, чтобы выбор профессии для вашего ребенка стал не каторгой, а увлекательным процессом.

P.S. Когда в 11-ом классе я решала, на какой факультет поступать, и выбрала социологию, мои родители мне очень помогли. Именно они обратили на эту специальность мое внимание. Но была и свобода моего выбора. Были люди, и книги, и информация, которую я получала и самостоятельно осваивала. Благодаря родителям я познакомилась с известными в городе социологами-практиками, расспрашивала их о работе и учебе на факультете, читала их статьи. И согласилась с тем, что это интересно, а ин.яз. – не оптимальный выбор с точки зрения профессии. Мои родители были мне союзниками в тот период. И хотя экзамены в 11-ом классе школы были большим стрессом, дома во время подготовки к поступлению в университет мне было нор-маль-но дышать.

Мам, пап, спасибо! 🙂

Кстати по поводу дышать. Когда во время коуч-сессии я услышала формулировку «папа пинает сзади – ребенок идет – мама тянет вперед», то вчувствовавшись в роль ребенка, ощутила, что мне и правда стало тяжело дышать. Как будто вокруг меня было мало воздуха, мало свободного места.

Дайте своим детям (при всей внешней строгости и загруженности их учебой) эту внутреннюю свободу взрослеть и быть ответственным за свой выбор. Они будут вам за это ОЧЕНЬ благодарны.

С любовью,

Ольга Максименко

Хотите записаться на коуч-сессию? Звоните мне +38 095 197 11 22 (Viber, What’s up) или пишите на olga@lifestylist.com.ua

 

NEW! Подписаться на новости проекта LIFE STYLIST можно вверху страницы!

Читайте меня на Facebook

Еще мои статьи:

Северное сияние >>

Открытые дни по карьере >>

Мои 12 собеседований >>

Кризис и работа ожидания >>

Я и рынок труда >>

Идеальная фигура, авокадо и чувство юмора  >>

Клубника с грядки, или отношения, которых нет >>

Не носите стресс как знак отличия >>

Частота благодарности >>

Назад в раздел «Новости» >>

 

Share on Facebook19Tweet about this on TwitterShare on VK

4 комментария

  1. Ольга:

    Олечка, замечательная статья! Из своего опыта хочу добавить, что не обязательно «поступать» ребёнка в ВУЗ сразу же после школы. И не нужно бояться колледжей и прочих ПТУ, т.к. они помогают лучше понять профессию, «примерить» её на себя.

    • Ольга Максименко Ольга Максименко:

      Оля, спасибо! Согласна с тобой полностью. Дать время, чтобы примерить профессию на себя — это мудро и эффективно.

  2. Андрей:

    Отличная статья, молодец!!!!!!

Оставить комментарий